История такси

История возникновения такси в Киеве не такая уж и давняя, и в этом году (2013-ом) киевскому автомобильному такси исполняется 100 лет! Именно в честь этого юбилея мы и хотим рассказать Вам о том, как развивалось такси в Киеве, как рос вместе с расценками уровень обслуживания в такси, и какие автомобили исторически использовались для частного извоза в столице Украины.

Итак, в 1912 году на улицах Киева жители могли в последний раз увидеть извозчиков, которые управляли конными экипажами и доставляли людей в места, нужные им, за денежное вознаграждение. И уже в 1913 году первые такси с шашечками появились на дорогах столицы.

Но конные экипажи, по своей сути, также можно считать прародителем современного такси, поэтому некоторые особенности работы извозчиков хотелось бы отметить. Так, с их щедрой руки (вернее, с щедрой руки их клиентов) деньги, которые извозчики брали за дополнительные услуги (например, за пользование крышей или зонтиком экипажа, или за дополнительный багаж), стали называться чаевыми, так как их сумма была стабильной, и равнялась стоимости чашки чая во всех придорожных трактирах (5 копеек). Ну, а не хочешь платить за зонтик – поезжай под проливным дождем без укрытия. Кстати, надбавка в цене за ночной извоз в те времена была под строгим запретом. Стоимость услуг извозчика и днем, и ночью, и даже в праздники, была одинаковой. И взималась она не за километраж, как сегодня, а почасово. Стоимость часа езды на экипаже зависела от категории экипажа и количества лошадей, была фиксированной и составляла сумму от 40 копеек до 1,20 рубля.

Уже тогда взималась плата за «простой» - остановку с непродолжительной стоянкой по просьбе пассажира. Такса проверенная – 5 копеек. Видимо, в те времена монеты в 5 копеек были самыми распространенными и ходовыми.

Естественно, воспользоваться услугами конных извозчиков могли позволить себе далеко не бедные люди. Например, городской транспорт обходился в те времена иногда в 2, а иногда и в шесть раз дешевле, чем извозчики. Более того, на городском трамвае, появившемся в те времена в Киеве, можно было доехать до Пущи Водицы за 50 минут, и это было быстрее, чем извозчиком, а главное – дешевле. Согласитесь, 21 копейка за проезд в трамвае, и 60 копеек за извозчика среднего пошиба, при средней зарплате 37 рублей в месяц – это большая разница!

Но вернемся к автомобильному извозу, или такси. Хотя автомобиль на Подоле появился еще в далеком 1897 году, в качестве наемного транспорта его стали использовать только в 1913-ом. И были это далеко не отечественные автомобили, коих на то время еще не существовало (о, славные времена!). Для частного такси завезли из-за границы несколько десятков импортных автомобилей - Reno, Mercedes, Ford, Dodge, Lorraine-Dietrisch, Case. Все они были оборудованы «шашечкой», вернее, шашечка была нанесена на борта этих автомобилей (а именно, автомобилей марки Ford, которые закупили в Америке изначально для такси), управляли ими молодые водители в макинтошах. Сама шашечка была придумана таксомоторной фирмой из Чикаго, и на то время не являлась общераспространенным брендом, а была опознавательным знаком этой чикагской службы такси. Они же «одолжили» шашечку у черно-белого клетчатого флага, которым до сих пор размахивают на любых гонках.

Услугами такси того времени пользовались исключительно представители царской семьи, их родственники, а также богатые мануфактурщики и другие граждане с деньгами, которые могли позволить себе платить по 1 рублю 20 копеек за 10 км, или за час езды. Да-да, Вы все правильно поняли. В далеком, 1913 году, таксистам запрещено было превышать скорость езды более 10 км в час, для того, чтобы не пугать ни конные экипажи, ни пешеходов. Ведь автомобили в то время были диковинкой, да и все известные правила дорожного движения на то время помещались на пол-листа.

Но в годы Первой мировой войны киевские такси стали не нужны, и их увезли обратно в Америку. А вновь возродились они только в 30-е годы XX века, да и то в виде государственного предприятия.

Киевский таксопарк в 30-е годы был представлен 4-мя автомобилями марки «АМО». Ими посменно управляли 8 водителей. После 1933 года в такси стали «работать» ГАЗы, с установленными снаружи кузова таксометрами.

Диспетчер, который принимал вызовы, отвечал только за прием заказа, и о том, чтобы отрегулировать маршрут или даже перенаправить заказ на водителя, находящегося в пути, речи не шло. Поэтому, вызывая такси, заказчик мог надеяться только на чудо или на то, что свободная машина (из десятка, которые курсировали по Киеву) окажется в ближайшее время в таксомоторном парке, где и получит заказ от диспетчера.

До Второй мировой войны такси в Киеве были также доступны исключительно элите, в основном, их использовали люди, которые заранее заказали машину, чтобы поехать в аэропорт или роддом. А вот во время войны вместо такси на киевских дорогах разъезжали маршрутные такси или маршрутки марки ЗиС. Да и то, на маршрут их выходило не более 10 машин в день, так как бензина в военную пору на них не хватало.

И только в 50-е годы на улицы Киева под шашечкой выехали родные и знакомые «Москвичи». Но так как малолитражки было невыгодно использовать для постоянных поездок по городу, на их место пришла «Победа» - автомобиль среднего класса, способный переносить длительные поездки с минимальным износом. Они же впервые начали специально окрашиваться узором в виде белой шашечки по темному кузову. Правда, единого цвета кузова такси в ту пору еще не учредили.

Параллельно с «Победой», в такси работали на равных правах и «Волги». Таксометр был уже не снаружи, а на панели приборов, и эти автомобили, производимые для такси, не оснащались радиоприемниками.

С 1956 года автомобили «Волга ГАЗ-21» специально начали производиться и для такси. Они были выполнены попроще, чем обычные машины, сиденья изготавливались из кожзама, а кузов был с завода украшен «шашечкой».

Узнаваемый «логотип» советского такси – буква «Т» в круге, с шашечками с обеих сторон, появился только в 1961 году. Его наносили исключительно на передние двери автомобиля. И уже в этом году выпустили первые «Волги», у которых переднее пассажирское сиденье складывалось, чтобы было проще перевозить габаритный багаж. Цветовая гамма такси поменялась только во второй половине 60-х: «Волгу» начали окрашивать в белый цвет с оранжевой крышей, все с той же шашечкой на передней двери.

С 70-х годов в такси Киева, а также всего Советского Союза, начинает работать ГАЗ-24-01, и ГАЗ-24-04, оснащенный дополнительными сиденьями для перевозки 7 пассажиров. Они работали на 76 бензине. На задней двери такси устанавливали зеленый фонарик, который горел, когда машина была свободна, и потухал, когда она была занята. Именно об этих машинах поет Боярский в своей песне «Зеленоглазое такси».

Что касается оплаты, то она с 1977 года начала составлять по 20 копеек за километр пробега и 20 копеек за подачу. Это ровно в два раза дороже, чем было еще с 1948 года. Именно эту таксу помнят все те, кто дожил до распада Союза, а именно до 1991 года. После распада Союза такси на некоторое время исчезли с улиц Киева, и появились в виде частных таксопарков только во второй половине 90-х. По привычке, в качестве такси в ту пору также использовали «Волгу-31029», но со временем таксовать стали на автомобилях различных моделей, что продолжается до сих пор. А шашечку на передней двери авто повсеместно заменили на съемный отличительный знак на крыше. В основном, это произошло потому, что автомобили, на которых таксовали обычные граждане, были частными, и могли использоваться не только как такси.

Ну, а на сегодняшний день практически каждый таксист – это независимый предприниматель, который работает на определенную таксомоторную контору, и платит ей ежемесячно деньги за работу диспетчера и комплектацию связью. Хотя в последние годы стали набирать популярность компании, которые закупают собственные комфортабельные автомобили, брендируют их и нанимают водителей на зарплату.

В любом случае, такси в Киеве сегодня – это один из наиболее востребованных видов транспорта, особенно для тех, кто ценит комфорт и уют во время поездок по городу.

Соц. медиа

Пробки

Пробки на Яндекс.Картах